OSA он-лайн супермаркет автозапчастей
Код запчасти Сортировать:
Срок поставки Режим поиска
Автоэлектроника
Акции и Скидки
Каталоги
Кольчуга
Компания
Контакты
Покупателям
Поставщикам
Полезно знать
Вакансии (2)
Инструкция пользования сайтом
Заказать обратный звонок



 

Тормозная система

Тормозная система является очень важной частью автомобиля, обеспечивающей его безопасность. Статистика свидетельствует: не менее половины ДТП, связанных с техническими неисправностями автомобиля, происходят из-за отказов в системе торможения. Словом, от тормозов зависит слишком многое, чтобы пренебрежительно к ним относиться.

Тормозные системы состоят из двух частей:

  • тормозных механизмов 
  • тормозного привода

ТОРМОЗНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

Все автомобильные тормозные механизмы разделяют по названиям "пар трения" :

  • колодочно-дисковые (дисковые) 
  • колодочно-барабанные (барабанные)

Дисковые бывают с подвижным или неподвижным суппортом. Наибольшее распространение получили механизмы с подвижным суппортом, которые конструктивно исключают неравномерный износ колодок. Еще одной особенностью тормозного механизма с подвижным суппортом является меняющееся расстояние от его внешнего габарита до колесного диска в зависимости от износа колодок. При установке нестандартного колеса возможно задевание его о суппорт после смены тормозных колодок. Эффект самоподвода колодок обеспечивается манжетой поршня. По конструктивным особенностям дисковые тормоза эффективнее барабанных в расчете на единицу площади трения и работают в более высоком температурном режиме. Для лучшего отвода тепла из рабочей зоны часто используют вентилируемые диски. Увеличенная толщина вентилируемого диска позволяет разместить между поверхностями трения ребра жесткости, которые обеспечивают принудительную циркуляцию воздуха. При вращении создается центробежная сила, она заставляет поступающий воздух устремляться от центра к краям диска и нагретый воздух выбрасывается в окружающую среду, а вентилируемый диск охлаждается. Для того чтобы тормозная жидкость в цилиндре не закипела, используют пустотелые поршни, а накладки тормозных колодок делают термоизолирующими.
 

Дисковая тормозная система

Барабанные тормозные механизмы устанавливают обычно на задние колеса. В процессе работы зазор между колодкой и барабаном увеличивается. Для его устранения предназначены разного рода механические регуляторы. Износ колодок компенсируется их самоподводкой, происходящей, как правило, при резком торможении. Теплоотвод в барабанных тормозных механизмах осуществляется через термопроводные колодочные накладки, массивную металлическую основу колодки и ребра охлаждения тормозного барабана.
 

барабанная тормозная система

На легковых автомобилях возможны следующие сочетания дисковых и барабанных тормозных механизмов:

  • четыре дисковых;
  • два передних дисковых, два задних барабанных;
  • четыре барабанных.


Тормозной привод

Тормозной привод - это совокупность устройств, предназначенных для усиления и передачи тормозным механизмам воздействия водителя на педаль тормоза. Преимущественное распространение на легковых автомобилях получил гидравлический привод рабочей тормозной системы.

Тормозные приводы по виду энергоносителя — рабочего тела, разделяют на:

Механический


Энергоноситель: твердые тела — тяги, рычаги, тросы.
Недостатки: слишком податлив, склонен к появлению люфта, трению, что делает его нелинейным, нестабильным и медленным.
Привод на тормозные механизмы осуществлялся при помощи сложной системы рычагов, тросов, балансиров и так далее. На мотоциклах и велосипедах распространён до сих пор.
Эта система имела очень большие потери на трение, кроме того, требовала постоянного обслуживания и регулировки — подтягивания тросов.


Вакуумный (пневматический)


Энергоноситель: газ или разрежение.
Недостатки: угроза разгерметизации, инертность.
Ныне распространён на грузовиках и автобусах.

Гидравлический


Энергоноситель: жидкость.
Недостатки: угроза разгерметизации и попадания воздуха, чего трудно избежать, ненадёжность уплотнений, образование паровых пробок и «проваливание» педали с потерей эффективности торможения при закипании тормозной жидкости из-за нагрева тормозных механизмов при длительном торможении.
Получил распространение в 1930-х годах XX века, после Второй Мировой Войны — использовался повсеместно.
Привод в гидросистеме осуществляется за счёт давления несжимаемой жидкости, создаваемого педалью в главном цилиндре и передаваемого к рабочим цилиндрам по специальным трубопроводам. Ранее использовались жидкости на основе растительных масел и спиртов (обычно касторового масла и бутилового спирта). В наше время распространены гликолевые тормозные жидкости и жидкости на основе минеральных масел, также появляются жидкости на силиконовой основе.
С целью увеличения надёжности в настоящее время гидравлическая тормозная система автомобиля, как правило, включает в себя два контура. Очень часто применяются различные усилители, снижающие усилие на педали тормоза.

Электрический


Энергоноситель: ток, электромагнитное поле.
Недостатки: на автомобилях, в силу дефицита электроэнергии не может быть достаточно мощным и применяется сегодня лишь для управления тормозами некоторых легковых прицепов. Массово применяется на трамвайных вагонах, где дефицита электроэнергии нет.

Комбинированный


Энергоноситель: применяются несколько видов энергоносителей.
Недостатки: сложные, без особой необходимости не применяют.


Итак, тормозная система автомобиля предназначена для уменьшения скорости движения и/или остановки транспортного средства. Она также позволяет удерживать транспортное средство от самопроизвольного движения во время стоянки.

По своему назначению и выполняемым функциям тормозные системы подразделяются на:

  • рабочую
  • запасную
  • стояночную 
  • вспомогательную

Рабочая тормозная система предназначена для регулирования скорости движения транспортного средства и его остановки. Эта система приводится в действие нажатием на педаль тормоза, которая располагается в ногах у водителя (исключение — автомобили для обучения принципам вождения, дополнительная группа педалей располагается в ногах у инструктора). Усилие ноги водителя передаётся на тормозные механизмы всех четырёх колёс.

Запасная тормозная система служит для остановки транспортного средства при выходе из строя рабочей тормозной системы, начинает действовать при разгерметизации одного из рабочих контуров (вытекании тормозной жидкости). В этом случае в бачке с тормозной жидкостью, разделенном на два независимых объема, уровень понижается до критической отметки. Далее он продолжает понижаться только в объеме неисправного контура, а объем исправного сохраняет критический уровень тормозной жидкости.

Стояночная тормозная система служит для удержания транспортного средства неподвижно на дороге. Используется не только на стоянке, но и для предотвращения скатывания транспортного средства назад при старте на подъёме.
Стояночная тормозная система, он же «ручник», приводится в действие с помощью рычага стояночного тормоза. Водитель рукой может управлять тормозными механизмами задних колёс.

Вспомогательная тормозная система служит для длительного поддержания постоянной скорости (на затяжных спусках) за счёт торможения двигателем, что достигается прекращением подачи топлива в цилиндры двигателя и перекрытием выпускных трубопроводов.

Общие рекомендации по эксплуатации тормозных систем

  1. Своевременно заменяйте тормозные жидкости в ТС, так как они теряют свои свойства с течением времени, что может привести к выходу из строя тормозных механизмов.
  2. При уменьшении уровня жидкости в бачке ГТЦ выясните причину (разгерметизация системы или износ тормозных накладок).
    Двигатель может "глохнуть" при резком торможении или неравномерно работать на холостых оборотах из-за неисправного вакуумного усилителя.
  3. Проверить, работает ли усилитель тормозов (УТ), можно следующим образом:
    • на неработающем двигателе нажмите педаль тормоза до отказа;
    • заведите двигатель - педаль тормоза "продавилась" к полу (УТ работает), педаль тормоза осталась "жесткой" (УТ не работает).
  4. Проверку исправности АБС без специального оборудования, как правило, производят так:
    • включают зажигание, не запуская двигатель (контрольная лампа горит - система исправна);
    • запускают двигатель (контрольная лампа не горит - система исправна);
    • проверяют автомобиль в движении, применяя аварийное торможение (контрольная лампа не горит - система исправна).
  5. Неравномерный износ колодок в тормозном механизме с неподвижным суппортом говорит о его неисправности (заедании поршня в цилиндре).
  6. Нельзя надолго оставлять автомобиль на стояночном тормозе, особенно в сильный мороз, колодки могут примерзнуть.
  7. Своевременно регулируйте стояночный тормоз - он выручит вас в критической ситуации.